ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О проведении эксперимента по внедрению реестровой модели землепользования в субъекте Российской Федерации – городе

федерального значения Москве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

 

Статья 1. Общие положения

 

1. В целях оптимизации процедуры оформления земельно-правовых отношений и сокращения количества фактически используемых физическими и юридическими лицами земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы (далее – город Москва) и находящихся в собственности города Москвы или муниципальной собственности, и земельных участков, расположенных на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (далее – земельные участки), без оформленных прав на такие земельные участки провести эксперимент по установлению специального правового регулирования посредством внедрения реестровой модели землепользования (далее – эксперимент).

2. Настоящий Федеральный закон определяет порядок и сроки проведения эксперимента, его цели, задачи и принципы, а также устанавливает порядок ведения реестра землепользования путем внедрения автоматизированной информационной системы «Реестр землепользования», содержание реестра землепользования и регулирует отношения, возникающие в связи с проведением эксперимента.

3. Эксперимент проводится с 1 января 2025 года до 31 декабря 2029 года включительно.

4. При проведении эксперимента федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и нормативным правовым актам города Москвы, регламентирующим проведение эксперимента. Принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты города Москвы утрачивают силу по истечении срока проведения эксперимента.

5. Эксперимент направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений в сфере пользования земельными участками с размещенными на них зданиями, сооружениями или помещениями в них, собственники которых осуществляют эксплуатацию таких объектов недвижимости без оформленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации прав на земельные участки.

6. Эксперимент также распространяется на здания, сооружения или помещения в них, указанные в части 5 настоящей статьи, собственники которых зарегистрировали свое право собственности в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 января 2025 года.

7. Эксперимент не распространяется на жилые помещения в многоквартирных домах и земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное пользование.

 

Статья 2. Основные понятия

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реестровая модель землепользования – способ оформления земельно-правовых отношений путем автоматической передачи сведений из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированном здании, сооружении или помещениях в них, расположенных на земельном участке, для последующего внесения записи о нем в реестр землепользования;

2) реестр землепользования – специализированный реестр, предназначенный для учета сведений о земельных участках с расположенными на них объектами недвижимости, переданными в собственность физических и юридических лиц с целью последующей передачи информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Внесение записи в реестр землепользования является юридически значимым фактом, позволяющим осуществить взимание платы за пользование земельным участком в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) автоматизированная информационная система «Реестр землепользования» – автоматизированная информационная система города Москвы, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, передачу и предоставление информации, содержащейся в реестре землепользования;

4) оператор автоматизированной информационной системы «Реестр землепользования» – уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, обеспечивающий создание и функционирование автоматизированной информационной системы «Реестр землепользования» и организующий информационное взаимодействие автоматизированной информационной системы «Реестр землепользования» (далее – информационная система) с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти в целях учета, хранения и перемещения данных, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

 

Статья 3. Цели, задачи и принципы проведения эксперимента

 

1. Эксперимент по внедрению реестровой модели землепользования проводится в целях:

1)                повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества;

2)                формирования комплексной системы регулирования общественных отношений в области землепользования.

2. Задачами эксперимента являются:

1)                создание и развитие информационной системы;

2)                стимулирование собственников зданий, сооружений или помещений в них к оформлению земельно-правовых отношений;

3)                учет и обеспечение достоверности информации о земельных участках;

4)                обеспечение информационного взаимодействия информационной системы с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти.

3. Принципами эксперимента являются:

1) обеспечение равенства правового положения землепользователей;

2) сочетание публичных и частных интересов физических и юридических лиц в обеспечении платности использования земельных участков.

Статья 4. Реестр землепользования

 

1. В реестре землепользования содержатся следующие сведения:

1) номер регистрации и дата государственной регистрации права на здание, сооружение или помещений в них;

2) кадастровый номер здания, сооружения или помещений в них;

3) сведения о характеристиках здания, сооружения или помещений в них (назначение здания, сооружения или помещений в них, площадь или диапазон площадей);

4) кадастровый номер земельного участка, содержащийся в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии);

5) сведения о характеристиках земельного участка (площадь земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка);

6) сведения о пользователе земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости:

а) о физическом лице: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания;

б) о юридическом лице: полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

7) сведения о размере платы за пользование земельным участком, установленной в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы;

8) сведения о счетах (реквизитах) физических и юридических лиц (при наличии);

9) сведения об ограничениях использования земельного участка, установленных в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы.

2. В случае заключения собственником здания, сооружения или помещений в них договора аренды земельного участка сведения о таком земельном участке подлежат исключению из реестра землепользования.

3. Порядок ведения реестра землепользования, а также представления сведений из него утверждается высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы.

 

Статья 5. Информационная система

 

1. Информационная система является региональной государственной информационной системой, создаваемой в целях:

1) автоматизации процесса выявления собственников зданий, сооружений или помещений в них и взыскания с них платы за пользование земельным участком;

2) ведения реестра землепользования.

2. Создание и функционирование информационной системы осуществляется на основе следующих принципов:

1) однократность размещения в реестре землепользования информации, аналогичной по содержанию;

2) многократность и безвозмездность использования информации, размещенной в реестре землепользования;

3) применение инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, для получения необходимой для проведения эксперимента информации в электронной форме;

4) полнота, достоверность и актуальность информации, размещаемой в реестре землепользования.

3. Положение об информационной системе утверждается высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы и определяет:

1) структуру реестра землепользования;

2) источники информации, размещаемой в реестре землепользования;

3) порядок обеспечения доступа к сведениям, содержащимся в реестре землепользования;

4) порядок информационного взаимодействия реестра землепользования с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти;

5) полномочия участников информационного взаимодействия реестра землепользования с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти;

6) иные положения, необходимые для обеспечения функционирования реестра землепользования.

 

Статья 6. Порядок внесения сведений в реестр землепользования и предоставления сведений из него с использованием информационной системы

 

1. Обеспечение внесения в реестр землепользования сведений, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с использованием информационной системы осуществляется оператором информационной системы посредством интеграции информационной системы с информационными ресурсами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав).

  1. Орган регистрации прав в течении трех рабочих дней после государственной регистрации права собственности на здание, сооружение или помещения в них, в случае, если такие объекты расположены на земельном участке, направляет оператору информационной системы следующие сведения:

1) кадастровый номер объекта недвижимого имущества;

2) сведения о характеристиках здания, сооружения или помещений в них (назначение здания, сооружения или помещений в них, площадь или диапазон площадей);

3) номер регистрации и дата государственной регистрации права;

4) вид зарегистрированного права на объект недвижимости;

5) форма собственности;

6) сведения о пользователе земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости:

а) о физическом лице: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания;

б) о юридическом лице: полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер.

3. В случае, если право собственности на здания, сооружения, помещения в них зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 января 2025 года, оператор информационной системы запрашивает сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, у органа регистрации прав. Орган регистрации прав в течении трех рабочих дней после получения запроса оператора информационной системы направляет указанные сведения оператору информационной системы.

 

Статья 7. Плата за пользование земельным участком

 

1. Порядок расчета платы за пользование земельным участком устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом положений статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Включение земельного участка в реестр землепользования является основанием для начисления собственникам здания, сооружения или помещений в них платы за пользование земельным участком.

3. В случае, если земельный участок образован в порядке, установленном земельным законодательством, при расчете платы за пользование таким земельным участком применяется площадь образованного земельного участка.

4. В случае, если земельный участок не образован в порядке, установленном земельным законодательством, при расчете платы за пользование таким земельным участком применяется площадь земельного участка, соответствующая площади застройки расположенного на нем здания, сооружения.

 

Статья 8. Порядок взыскания платы за пользование земельным участком

 

1. Взыскание платы за пользование земельным участком производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи, совершаемой нотариусом.

2. Документом, по которому производится взыскание, является выписка из реестра землепользования, содержащая сведения о земельном участке, собственнике здания, сооружения или помещений в них, дате включения собственника здания, сооружения или помещений в них в реестр землепользования и расчет платы за пользование земельным участком.

3. Сведения о начислении платы за пользование земельным участком вносятся уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности не позднее трех рабочих дней со дня ее начисления.

4. По истечении тридцати дней со дня внесения в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сообщения о начислении платы за пользование земельным участком при отсутствии поступившей платы за пользование земельным участком уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы обращается к нотариусу за проставлением исполнительной надписи на копии сообщения, размещенного в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

5. Нотариус совершает исполнительную надпись на основании заявления уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в письменной форме (с указанием платежных реквизитов счета уполномоченного органа) при условии представления копии уведомления о наличии задолженности по оплате за пользование земельным участком, направленного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы собственнику здания, сооружения или помещений в них не менее чем за четырнадцать дней до дня обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи, а также документа, подтверждающего направление указанного уведомления собственнику здания, сооружения или помещений в них.

6. Взыскание задолженности по оплате за пользование земельным участком по исполнительной надписи нотариуса без обращения в суд допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате и об исполнительном производстве.

 

Статья 9. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

 

Внести в Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4462-I«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 1, ст. 11; 2018, № 32, ст. 5131) следующие изменения:

1) статью 90 дополнить пунктом 24 следующего содержания:

«24) договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае неисполнения обязательства по оплате арендной платы в сроки, установленные в указанных договорах;»;

2) статью 911 дополнить частью следующего содержания:

«При совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, нотариус совершает исполнительную надпись на основании заявления государственного органа при условии предоставления выписки из Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, расчета задолженности по денежным обязательствам, подписанного взыскателем, с указанием платежных реквизитов счета взыскателя, копии уведомления о наличии задолженности, направленного взыскателем должнику не менее чем за четырнадцать дней до дня обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи, документа, подтверждающего направление указанного уведомления.».

 

Статья 10. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

 

Статью 397 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26, ст. 3377, № 30, ст. 4235; 2016, № 27, ст. 4294; 2018, № 32, ст. 5133, 5135; 2021, № 24, ст. 4188) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Сведения о просроченной задолженности по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вносятся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

По истечении тридцати дней со дня внесения в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сообщения о задолженности по арендной плате за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии сведений о ее погашении орган государственной власти, орган местного самоуправления обращается к нотариусу за проставлением исполнительной надписи.

Взыскание задолженности по арендной плате за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, по исполнительной надписи нотариуса без обращения в суд допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате и об исполнительном производстве.».

 

Статья 11. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

 

Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4344; 2016, № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4294; 2017, № 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, № 10, ст. 1437; № 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, № 31, ст. 4426; 2020, № 29, ст. 4512; № 50, ст. 8049; 2021, № 15, ст. 2446; № 18, ст. 3064; № 27, ст. 5054, 5103, 5127; № 50, ст. 8415; 2022, № 1, ст. 18, 45, 47; № 10, ст. 1396; № 12, ст. 1785; № 18, ст. 3010; № 29, ст. 5279; № 52, ст. 9376; 2023, № 1, ст. 63; № 12, ст. 1889; № 25, ст. 4437) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 9 дополнить пунктом 86 следующего содержания:

«86) сведения о внесении земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы и находящихся в собственности города Москвы или муниципальной собственности, и земельных участков, расположенных на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в реестр землепользования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О проведении эксперимента по внедрению реестровой модели землепользования в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;»;

2) часть 1 статьи 32 дополнить пунктом 27 следующего содержания:

«27) о внесении земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы и находящихся в собственности города Москвы или муниципальной собственности, и земельных участков, расположенных на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в реестр землепользования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О проведении эксперимента по внедрению реестровой модели землепользования в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.»;

3) часть 15 статьи 41 после слов «доверительного управления,» дополнить словами «либо сведения об указанном земельном участке не внесены в реестр землепользования в соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по внедрению реестровой модели землепользования в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,».

 

Статья 12. Вступление настоящего Федерального закона в силу

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

подробнее по стадиям рассмотрения проекта на https://sozd.duma.gov.ru